|
С психологом о непознанном и непознаваемом
Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных темных дверей.
С.Лем, «Солярис»
Для многих людей (может быть, и к счастью) религия мало касается обыденной жизни и сиюминутных переживаний. Духовные поиски им также не слишком интересны. Обычно они выбирают какой-нибудь готовый стандартный ответ (атеизм или церковь, эзотерическая или буддистская философия) и следуют время от времени простым, повторяющимся ритуалам. Если вы именно такой человек, то религиозные и философские вопросы, сами по себе, вряд ли вызывают у вас сильные переживания, требующие поддержки психолога. У вас могут возникать проблемы в отношениях с людьми иного склада: они могут казаться вам неуравновешенными, навязчивыми или опасными. В этом случае психолог может помочь достичь большего взаимопонимания, доверия и принятия, предупредить кризис в отношениях.
Но возможно, вы относитесь к меньшинству – к людям, для которых мистическая истина, духовная практика, следование религиозным нормам составляют основу жизни. Эти глубокие вопросы интересуют вас больше, чем бытовые мелочи. Окружающие могут из-за этого воспринимать вас как фанатика или человека с отклонениями. В советское время опасно было публично проявлять любую религиозность, это могло привести к преследованию и запрету на профессии. И в наши дни, если вы не материалист, но и не принадлежите к нескольким наиболее признанным религиозным течениям, легко столкнуться с общественным осуждением и дискриминацией.
Сами духовные поиски, постоянное столкновение и взаимодействие с непонятным и непознанным, вполне могут нарушить душевное равновесие, вызвать сильное чувство отчаяния, страха или вины. Чем сложнее и уникальнее ваши переживания, тем труднее найти понимающего слушателя, который бы разделил их с вами. То, что вы воспринимаете как духовный опыт, с точки зрения материалиста – сомнительное порождение неустойчивой психики, а с позиции инаковерующего – духовный соблазн и ересь.
Еще одна важная проблема для настоящего верующего – как совместить требования религии со светским (или верующим иначе) окружением. Если вы иначе одеваетесь, иначе питаетесь, отказываетесь от общего ритуала или проводите свой отдельный – всё может стать поводом для конфликта и отчуждения. А если вам кажется, что религия требует большего – настоящей борьбы с «духовным противником», выходящего за пределы честного и законного диалога?
В этой ситуации особенно важно найти поддержку у человека, который отнесется с доверием к вашему опыту и не будет навязывать вам своих взглядов. Хороший психолог должен, в принципе, поступить именно так. Но он такой же человек, как и вы, и может не обладать достаточным опытом и знаниями, чтобы понять, что с вами происходит.
Собственный опыт, в этом отношении, я вполне могу назвать уникальным. Это опыт глубокого общения (иногда и совместной практики) с материалистами и агностиками, с верующими православными, иудеями и мусульманами, с йогами, буддистами и эзотериками, с язычниками и магами – светлыми и не очень...
Я готова искренне и непредвзято обсудить с вами именно ваши особенные взгляды, ваш опыт и практику, именно ваши, особенные проблемы, связанные с духовными переживаниями и отношениями с людьми и обществом, помочь преодолеть болезненные переживания, вернуться к радости и душевному равновесию.
Все материалы раздела |